Рецензия на фильм Черная пантера

Рецензия на фильм Черная пантера
​Фильм "Черная пантера" уже успели окрестить на Западе "культурным феноменом", "новым словом в супергероическом кино" и прочими лестными терминами

Фильм «Черная пантера» уже успели окрестить на Западе «культурным феноменом», «новым словом в супергероическом кино» и прочими лестными терминами, выделяющими его из теперь уже внушительной серии экранизаций популярных комиксов. С первым, пожалуй, можно согласиться. Картина Райана Куглера еще до ее выхода в прокат стала тем самым «феноменом» по многим причинам, некоторые из которых будут упомянуты ниже. Но оказалась ли «Черная пантера» «новым словом» и уже тем более лучшим фильмом студии Marvel? Это вряд ли.

Уникальным «Черную пантеру» делает в первую очередь актерский состав, который на 90 процентов состоит из чернокожих актеров. Случай действительно беспрецедентный для проектов такого масштаба, а рискованность инвестиций вполне приличная. Но Майкл Б. Джордан, Люпита Нионго, Данай Гурира, Дэниэл Калуя, Анджела Бассетт, Форест Уитакер и другие весьма быстро заставляют зрителя забыть об этой особенности фильма. Уже во второй четверти истории цвет кожи главных героев перестает иметь какое-либо значение, и все внимание переключается на то, что происходит на экране. И в этом большая заслуга как самих актеров, так и тех кто находился у руля экранизации.
К тому же удачные актерские работы дополняет действительно впечатляющий вклад художников-постановщиков, дизайнеров, специалистов по звуковым и визуальным эффектам, которым совместными усилиями удалось передать колорит «черного континента» с помощью фантастических пейзажей, ярких костюмов, стилизованных экстерьеров и интерьеров. Африка в «Черной пантере» — это вполне себе самостоятельный персонаж, не менее выразительный, чем личная гвардия короля Ваканды.
Но, как это не покажется странным, именно попытка представить Африку «с лучшей стороны» вызывает и первую серьезную претензию к «Черной пантере». И вовсе не потому, что высокотехнологичная и передовая по всем показателям африканская страна — это какой-то нонсенс в глазах «бледнолицых». В конце концов, речь идет о комиксах, в которых возможны любые геополитические и даже инопланетные фантазии. Дело в том, что Куглер, несмотря на сходный с главными героями цвет кожи, представляет совершенно американский, точнее западно-европейский взгляд на Африку, то есть состоящий из вопиющего набора клише.
Естественно, львиная их доля была заложена еще в оригинальных комиксах, созданных в середине 60-х годов, когда представления белого американского обывателя о чернокожих в частности и Африке вообще были весьма специфическими. Но по какой причине все они были перенесены на экран практически без изменения в начале XXI столетия? Примерно такие же вопросы вызвала бы экранизация какого-то кинокомикса о русскоязычных героях с элементами «погружения» в виде «Калинки-Малинки», матрешек, водки и кокошников. При том, что и «Калинка-Малинка», и танцы в присядку, и балалайки являются частью нашей национальной культуры и традиции.
Не совсем получилась и попытка представить зрителю почти шекспировскую трагедию. Конфликт в правящем семействе Ваканды, на котором, собственно, и строится весь сюжет, хоть и укладывается в классическую схему «подгнило что-то в Датском королевстве», но явно страдает от отсутствия должной глубины и мотиваций участников. А самое главное, его развитие и результат вовсе не красит тех, кто по идее должен находиться на стороне «света». То есть до того, что архизлодей комиксов о Черной пантере Эрик Киллмонгер вызывает больше сочувствия, чем король Т’Чалла.
Вполне возможно, что произошло это потому, что Майклу Б. Джордану удалось создать на экране образ более цельный и яркий, чем Чэдвику Боузману. Да, в фильмах о Торе Локи тоже оказался не менее выразительным персонажем, чем его брат-громовержец, но история Тора — это все же не история борьбы за власть в прямом смысле этого слова. Напротив, это история о том, что настоящий герой не нуждается в троне и высокотехнологичных гаджетах, чтобы встать на защиту добра. А вот именно этого в «Черной пантере» как раз и нет.
Еще одним очевидным минусом «Черной пантеры» является то, что всегда было «коньком» студии Marvel, — юмор. Попытки в основном второстепенных персонажей шутить довольно неловки, а иногда и просто нелепы. Скажем, сестрица Т«Чаллы, которая в „Черной пантере“ выполняет функции агента Q из „бондианы“, шутейно называет персонажа Мартина Фримана „белым колонизатором“. И дело не в том, что это может задеть кого-то за живое, просто это было уже не слишком смешно лет десять назад. К тому же, стоит попытаться представить, как, скажем, Локи в другом фильме Marvel шутливо называет кого-то из приближенных Т»Чаллы «рабами с плантации». Представили? Тогда представьте заодно и реакцию всевозможных правозащитных организаций.
Но в целом «Черная пантера» — это очень динамичный и яркий фильм. С наполненными бешеной энергией и очень качественно снятыми схватками, интересной историей и абсолютно волшебным Энди Серкисом в роли Кло. Без преувеличения можно сказать, что он — украшение «Черной пантеры» и лишь незначительность отпущенного его герою экранного времени не позволила ему полностью «украсть» это шоу.
И, как водится: Король умер, да здравствует король!
229
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Новое кино
Fast & Furious 10
Dungeons & Dragons
Avatar 3
Актеры